О чем нужно помнить при разработке pr-стратегии
PR-размышления
Зачем нужна pr-стратегия
Pr стратегия — это то, что помогает организовать pr-действия компании и принять стратегические решения по поводу оптимальных видов коммуникации с целевой аудиторией. Без пиар стратегии маркетинговая активность компании может быть противоречивой, неясной реальным и потенциальным покупателям и даже плохо влияющей на имидж компании и продажи ее продукта.
Для успешной и долгосрочной работы на рынке товаров и услуг необходимо внедрять стратегию фокусирования и реализовывать пиар-стратегию. Грамотно разработанная медийная стратегия помогает достичь важных бизнес-целей:
- Укрепить командный дух.
- Улучшить продвижение товаров и услуг.
- Представить целевой аудитории новый продукт.
- Обеспечить узнаваемость бренда.
- Укрепить деловую репутацию компании.
- Увеличить лояльность клиентов и партнеров.
Эл Райс (один из наиболее известных консультантов по маркетингу, автор публикаций о рекламе, бизнесе и бренде) в одноименной книге написал, что стратегия фокусирования выполняет основные задачи маркетинга:
- позволяет оценить перспективы компании,
- дает возможность заглянуть на несколько лет вперед и помогает понять, какие шаги нужно сделать для осуществления планов.
Что такое pr-стратегия
Пиар стратегия – это структурированная, четкая и конкретная система действий, ориентированных на создание эффективных коммуникации с аудиторией.
Аудитория коммуникационной стратегии компании включает:
- клиентов;
- партнеров;
- СМИ;
- представителей власти;
- лидеров мнений.
Соответственно продуманная медийная стратегия должна учитывать особенности взаимодействия с каждой группой в долгосрочной перспективе и быть ориентированной на удовлетворение их потребностей. Подробнее о pr-стратегии.
Что должно быть описано в пиар-стратегии
Ключевые вопросы, которые должны быть освещены при создании pr стратегии:
- Что мы делаем?
- Для кого мы это делаем?
- Когда мы это делаем?
- Как мы это делаем?
- Сколько это будет стоить?
- Что мы получим в результате?
Как создать пиар-стратегию компании
Разработка pr стратегии как модели действий для достижения целей в определенной информационной среде включает в себя несколько этапов:
Этап |
Пояснение |
Анализ текущей ситуации |
В процессе исследования (мониторинг, репутационный аудит, SWOT-анализ и др.) выясняют ответы на следующие вопросы:
- какая сейчас репутация у бренда;
- какая репутация у непосредственных конкурентов и какой у них потенциал;
- в чем сильные и слабые стороны компании и продукта, а также какие возможности и угрозы могут возникнуть для компании и ее товаров и услуг в будущем.
|
Формулирование целей |
В зависимости от текущей ситуации и приоритетов на этой стадии формулируются желаемые результаты от воплощения в жизнь пиар-стратегии. При этом логично учитывать следующее:
- цели важно четко соотносить с конкретным временем, а значит стоит выделять тактические и стратегические цели;
- цели желательно формулировать по принципу SMART, чтобы они были конкретными, измеряемыми, достижимыми, значимыми и ограниченными по времени.
|
Определение своей целевой аудитории |
На этом этапе необходимо изучить свою аудиторию, провести ее сегментирование и определить ключевые особенности каждой группы. В результате этих действий должны появиться ответы на такие вопросы:
- какие потребности у клиентов компании;
- какие клиенты наиболее интересны и выгодны для компании;
- чем руководствуются наиболее выгодные клиенты при выборе продукта и компании.
|
Выбор ключевых направлений pr-стратегии |
При выборе основных направлений важно сделать следующее:
- соотнести критерии выбора каждого сегмента с соответствующей характеристикой продукта, создав таким образом уникальное торговое предложение для конкретного сегмента;
- определить в соответствии с моделью поведения покупателя оптимальный момент для донесения до него нужной информации (для целевой аудитории это момент вопроса «Кто поможет мне решить мою проблему?»)
|
Подбор действенных pr-инструментов |
На этой стадии необходимо определить эффективные инструменты для донесения сообщения каждому важному сегменту целевой аудитории. Для этого нужно сделать следующее:
- ориентируясь на каждый сегмент, выбрать популярный у него пиар-канал публикации статей в СМИ, продвижение в социальных сетях, интернет-продвижение, другие);
- специальные события, публичные выступления и т.д.);
- с учетом особенностей канала и социально-психологических характеристик аудитории сформулировать ключевое сообщение для каждого сегмента;
- проверить ключевое сообщение на соответствие критериям ясности, краткости и убедительности для целевой аудитории.
|
Разработка пиар-плана и системы оценки результативности pr-стратегии |
В рамках этого этапа нужно:
- продумать, с какой периодичностью обращаться к каждому сегменту через конкретный канал;
- опираясь на тактические и стратегические цели, разработать систему показателей, указывающих на достижение промежуточных и конечных целей;
- составить антикризисный план на случай форс-мажора.
|
Подготовка бюджета и списка методов и инструментов мониторинга пиар-стратегии |
Этот этап предусматривает выполнение таких действий:
- анализ стоимости работы с каждым каналом или пиар-агентством, выполняющим комплекс услуг;
- определение допустимой границы расходов с учетом непредвиденных обстоятельств для каждого канала и сегмента;
- выбор не менее одного инструмента контроля для каждого вида маркетинговой активности.
|
На что обратить внимание в процессе разработки медийной стратегии
Создание коммуникационной стратегии – это трудоемкий и исключительно важный процесс. Ошибки при разработке pr-стратегии приводят к формированию неправильного имиджа компании, оттоку клиентов, потере доверия партнеров и убыткам. Каждая компания по-своему уникальна, поэтому нет универсальных решений по созданию эффективной системы коммуникации с целевой аудиторией. Однако есть несколько правил, которые стоит соблюдать, чтобы разработанная стратегия привела к нужным результатам:
- Коммуникационная стратегия должна базироваться на STP-подходе. Cпециалист по цифровому маркетингу Аннмари Хэнлон в статье «Как использовать STP для разработки маркетинговой стратегии» предлагает опираться на такую схему:Сегментирование (S)
- определить базу для сегметирования;
- выявить ключевые характеристики каждого сегмента.
Таргетирование (Т)
- оценить привлекательность каждого сегмента;
- выбрать наиболее привлекательные сегменты для дальнейшей работы.
Позиционирование (P)
- разработать концепцию позиционирования для каждого приоритетного сегмента;
- разработать маркетинг-микс для каждого приоритетного сегмента.
- Важно не только иметь пиар-стратегию, но и придерживаться ее.
- Обязательно нужно учитывать деятельность конкурентов: она может наносить прямой или косвенный урон репутации компании и одновременно быть полезной для разработки ответных pr-действий.
- Каждый пиар-инструмент должен соответствовать конкретной пиар-цели.
- Любая стратегия нуждается в анализе результатов ее реализации.
- Если стратегия не приводит к достижению целей, ее нужно корректировать.
Чем может помочь в разработке стратегии pr-агентство
Разрабатывать pr-стратегию можно как самостоятельно, так и с помощью агентства. При условии выбора надежного партнера второй вариант всегда выгоден компании:
- У агентства есть налаженные связи для взаимодействия со всеми ключевыми пиар-каналами.
- Агентство проводит объективный пиар-аудит компании.
- Агентство не только разрабатывает стратегию, но и расставляет приоритеты в процессе ее реализации, а также контролирует результаты.
- Агентство не переносит успешные решения с одного проекта на другой, а разрабатывает индивидуальную стратегию для каждого заказчика с учетом особенностей рынка, продукта, поставленных целей, деятельности конкурентов и самой компании.
- Имеющийся у агентства опыт позволяет заказчику сэкономить и время, и деньги.
Резюме:
- Пиар-стратегия помогает достичь поставленных целей.
- Разработка pr-стратегии –сложный и многоэтапный процесс.
- Коммуникационную стратегию стоит разрабатывать с учетом основных правил, в частности, ориентируясь на STP-подход.
- Сотрудничество с профессиональным агентством обеспечивает разработку, внедрение и мониторинг качественной пиар-стратегии.